Навязываете дополнительные товары и услуги потребителю?

Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ вступивший в силу 30 октября 2023 г. Предписывает организациям и ИП новые штрафы за навязывание потребителям дополнительных товаров и платных услуг.

Сейчас продавцам запрещено навязывать покупателям приобретение дополнительных товаров и обуславливать приобретение одних товаров и услуг обязательным приобретением других товаров и услуг. При этом в текст договоров, заключаемых с покупателями, запрещается включать условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ и услуг за плату без получения согласия потребителя (п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).  

Новые штрафы для продавцов за навязывание товаров и услуг:

  • от 2 000 до 4 000 рублей – для ИП;
  • от 2 000 до 4 000 рублей – для должностных лиц организаций;
  • от 20 000 до 40 000 рублей – для организаций. 

При этом с указанными штрафами закон вводит для организаций и ИП штрафы за отказ в рассмотрении заявления от потребителя о нарушении его прав.

Игнорирования заявления о нарушении прав потребителя, где могут содержаться следующие требования (ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1):

  • замены некачественного товара на товар надлежащего качества;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • возврата уплаченной за некачественный товар суммы;
  • полного возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Указанные требования подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня их предъявления (ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). При этом действующее законодательство не предусматривает для продавцов никаких специальных штрафов за игнорирование требований потребителей, связанных с нарушением их прав. 

С 30 октября 2023 года ст. 14.8 КоАП РФ дополняется новой частью 4.1, предусматривающей меры ответственности за необоснованный отказ в рассмотрении требований по заявлению от потребителя, связанных с нарушением его прав. Да бы избежать штрафов, продавец, получивший от покупателя соответствующее заявление, должен будет либо своевременно удовлетворить данное требование, либо направить покупателю письменный мотивированный отказ в удовлетворении требования.

Штрафы для продавцов за отказ рассматривать заявления потребителей или уклонение от их рассмотрения, грозит наложением административного штрафа в следующих размерах (новая ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ):

  • от 15 000 до 30 000 рублей – на ИП;
  • от 15 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц организаций;
  • от 100 000 до 300 000 рублей – на организации.